Политическое бизнес сообщество
Любопытные вещи можно найти на этикетках, казалось бы, самых обычных потребительских товаров. И если в прошлый раз я решил написать пост про Свободные Экономические Зоны в России, обратив внимание на адрес производства бутылки «Пепси-колы», на этот раз пришло время поговорить о политических бизнес сообществах, взглянув на состав российской марки лимонада (на прикрепленном фото), в основе которого лежит рецепт опен-колы, распространяемый по свободной лицензии GNU General Public License.
OpenCola была произведена в 1999 году в качестве рекламного продукта одноименной канадской компанией, занимавшейся разработкой приложений для одноранговых сетей. В течение несколько лет напиток, по своим вкусовым характеристикам напоминавший обычную коммерческую колу, предлагали посетителям компьютерных выставок, и на каждой банке можно было увидеть надпись об опенсорс лицензии, позволяющей свободно распространять, улучшать и модифицировать данный напиток, а также ссылку на сайт с подробной инструкцией по его приготовлению.
В итоге за время существования компании (а это всего 4 года), было продано около 150 тыс. банок опен-колы, а сама компания начала прочно ассоциироваться с данным напитком. В 2003 году OpenCola была поглощена другой канадской айти-компанией — Open Text Corporation, однако, как мы все можем видеть, напитки на основе опен-колы имеют широкое распространение по сей день.
Самым интересным здесь является неразрывная связка маркетинговой стратегии и политического заявления: компания, работавшая в сфере децентрализованных сетей, продвигала себя, продавая дополнительный продукт, распространяемый по лицензии OpenSource, и нацеленный, таким образом, на увеличение ее целевой аудитории. Люди узнавали про OpenSource и становились более лояльными к основным продуктам компании.
В более явном виде эту связку можно увидеть на примере недавней новости про кооперативный супермаркет во Франции. Продукты в парижском супермаркете "Ла Лув" стоят на 20-30% дешевле, чем в обычном магазине, но покупать их могут только члены кооператива, являющиеся его совладельцами и партнерами, которых на данный момент насчитывается около 5000 человек. Стать членом кооператива можно, внеся разовый взнос от 10 до 100 евро (в зависимости от уровня дохода), и посвящая по 3 часа в месяц волонтерской работе в супермаркете.
Это не уникальная модель, и подобные кооперативные магазины существуют и в других странах, а в США подобный супермаркет существует уже 50 лет. Здесь же можно вспомнить еще более успешный пример Мондрагонских кооперативов.
Как можно заметить, модель привлечения клиентов и получения конкурентных преимуществ здесь та же самая: создатели бизнеса используют свою принадлежность к определенному политическому сообществу, получая стартовую лояльную клиентуру для раскрутки своего предприятия, а предприятие, несущее в себе соответствующее политическое послание, привлекает новых людей в их политическое сообщество, еще больше увеличивая стартовую базу для новых предприятий, и так по кругу.
Нынешняя блогосфера, существование эхо-комнат, политизация общественной жизни и нарастающая идеологическая поляризация самым естественным образом подталкивают нас к подобной модели ведения бизнеса, и это, по моему глубочайшему убеждению, именно то, чем должно заниматься либертарианское сообщество, поэтому я крайне положительно отношусь к любым подобным инициативам.
Наше сообщество — это наше конкурентное преимущество, а мир меняют не только политические партии.
#бизнес #политика #сообщество #либертарианство